Игры и упражнения с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации

0

«Скажи мне кто твой друг».

Подросткам предлагается в течение минуты рассказать о своем друге, находящемся здесь же. О том, кого ты знаешь в этой компании: как его (ее) зовут, какой он (она), в чем его (ее) сильные стороны, что он (она) умеет, и т.д. Все по кругу рассказывают друг о друге. Воспитательное значение такого упражнения состоит в том, что человек получает информацию о себе от других людей, сличает ее со своей, сравнивает.

Что-то заставляет его порадоваться, что-то задуматься. Такую информацию желательно получать в доброжелательном тоне. Любому приятно слышать в свой адрес добрые, ласковые слова. Они способствуют хорошему настроению, взаимному доброму отношению, снимают раздражение, настороженность.

«Комплименты».

Создайте настрой: прослушайте или спойте песню Б. Окуджавы

«Давайте говорить друг другу комплименты». Напомните ребятам, что комплименты – это похвала, лестные слова в адрес кого-либо, которые так необходимы каждому человеку. Возьмите в руки мячик и бросьте его тому, для кого у вас припасены комплименты о внешности: «Ты всегда элегантна!», «У тебя очень милая улыбка!» и др. О делах: «Мне нравится, как ты шьешь (вяжешь)», «Где ты только научился так прекрасно танцевать» и др. Будьте искренними. Приглядитесь к окружающим вас людям и убедитесь: у каждого есть чему поучиться, каждому можно сказать комплимент.

«Мнения».

В начале упражнения ведущий ставит перед участниками вопросы:

–          Вы хорошо знаете своих друзей?

–          Можете ли о каждом высказать свое мнение?

Обсудив это, ведущий предлагает одному из ребят, кто хочет узнать, что о нем думают присутствующие, на 2–3 минуты выйти из комнаты. Трое из числа оставшихся должны высказать о нем свое мнение. Ведущий приглашает вышедшего и сообщает, какое мнение о нем было высказано. Затем он просит отгадать, кому принадлежит каждое из высказываний. Участники группы стараются говорить только хорошее.

«Разговоры».

В этом упражнении принимают участие два человека. Одному из них ведущий предлагает высказать какое-нибудь утверждение, например: «Вчера я ходил в музей». Задача другого – ответить так, чтобы первому участнику захотелось рассказать побольше. К примеру, он может просто кивнуть головой или одобрительно хмыкнуть, сказав: «Интересно» или «Ну и как?». В результате возникает разговор, где он исполняет роль слушателя, с которым хочется поделиться своими впечатлениями, «доброжелательного зеркала». При этом второму участнику нужно внимательно следить за тем, чтобы его вопросы даже скрытым образом не ограничивали собеседника. Упражнение направлено на развитие коммуникативных качеств ребенка, его умения высказывать свое мнение, поддерживать разговор.

«Бой ораторов».

Перед началом этого упражнения ведущий говорит ребятам о двух необходимых качествах оратора: умении говорить и умении слушать. Он рекомендует, тренируясь в речи, произносить монологи наедине с собой, напоминает о том, что великий оратор Демосфен преодолел косноязычие, произнося речи на берегу моря, набрав в рот гальку; советует во время беседы, где участвуют не- сколько человек, внимательно слушать то, что говорит каждый, и тут же мысленно повторять их идеи своими словами.

Далее он предлагает участникам определить тему для дискуссии и подготовить 3–5-минутную речь. Причем в своей речи можно пересказывать своими словами идеи предыдущего оратора (но абсолютно правильно!), излагать свои возражения или согласие, ставить вопросы.

Развитию коммуникативных качеств способствует индивидуальный поведенческий тренинг. Приведем несколько упражнений индивидуального тренинга, позволяющих углубить и развить навыки. Большинство из предлагаемых упражнений рекомендовано А.А. Леонтьевым.

«Беседа незнакомых».

Предложите участникам не упускать случая понаблюдать за беседой незнакомых людей (вначале близкого возраста), отвечая при этом (разумеется, «про себя») на следующие вопросы:

а) каков характер отношений, связывающих этих людей (деловые, простое знакомство, приятельские отношения, близкая дружба, любовь, родственные отношения)?

б) какое общение происходит: ролевое или личностное?

в) если общение ролевое, то какие роли проигрывает каждый из собеседников (шеф, настоящий мужчина, деловой чело- век и т.п.)?

г) кто является лидером контакта и кто находится в более высокой социальной позиции?

д) есть ли у беседы второй план или подтекст? Если есть, то какой?

е) естественно ли поведение собеседников?

ж) если нет, то почему (за счет личностных особенностей кого-либо из партнеров, темы разговора, эмоциональных со- стояний и т.п.)?

з) каким будет конец?

и) как конкретно будет завершаться беседа (техника выхода из контакта)?

«Внимание: я пришел!»

Предложите ребятам, чтобы кто-либо из них, входя в помещение и заранее заготовив какую-либо информацию (но не слишком эмоционально сильную саму по себе), постарался сосредоточить на себе внимание сразу всех. После этого пусть попробуют повторить то же в незнакомой обстановке.

 

«Да здравствуют контакты!»

Предложите детям вступать в максимальное количество контактов в повседневной жизни, стремясь как можно дальше поддерживать возникшую беседу, разговаривая с собеседником. Уточните, что при этом они должны фиксировать, как именно и с какой проблемой, вопросом они обращаются к разным людям.

«Незнакомая компания».

Предложите участникам в случаях, когда они попадают в компанию, где находится много незнакомых людей, попытаться:

а) первые несколько минут удержать на себе внимание присутствующих (но не за счет значимой информации, сверхмодной одежды или экстравагантных манер);

б) определив лидера мнений, выявить приемы, которыми он пользуется для достижения лидерства;

в) перехватить у лидера инициативу и удерживать ее не- сколько минут.

«Неприятный собеседник».

Предложите ребятам, выбрав одного из тех, с кем они находятся в натянутых отношениях, и, заготовив заранее естественную тему для разговора, при встрече с этим человеком заговорить с ним первым, поддержать возникшую беседу как можно дольше, и, по возможности, подавив свою антипатию, перестроиться на взаимную симпатию друг к другу.

«Настроение».

Предложите детям в тех случаях, когда они находятся в превосходном настроении, вести себя так, чтобы собеседник заметил и оценил их подавленность. Как только это начнет получаться, посоветуйте им перейти ко второй части упражнения: в плохом настроении вести себя так, чтобы никто не заметил.

 «Эмоции».

Предложите участникам выбрать какую-либо сложную эмоцию (скрываемое горе, неосознанная радость, внутренняя тревога) и попытаться вести беседу с хорошо знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. После окончания диалога пусть проверят, спросив у собеседника, что и как им удалось, что – нет и почему?

Приведем также некоторые упражнения для группового социально-психологического тренинга, предложенные Н.П. Аникеевой.

«Ты глазами других».

Это упражнение применяется на первых занятиях как вводное для более серьезных и сложных упражнений. Для каждого из присутствующих все члены группы по очереди называют одно– два из присущих ему положительных качеств, что сразу создает необходимую доброжелательную обстановку. Упражнение это может стать методом коррекции поведения присутствующих. После проведения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва участники по очереди называют по од- ному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к неприятной ситуации, подобие которой блестяще описано В. Тендряковым в повести «Ночь после выпуска», можно порекомендовать неприятные характеристики оформлять метафорически – «волк-одиночка», «ежик в тумане» и др.

«Интервью».

У каждого из членов группы все желающие по очереди берут интервью, тема его произвольная, но не слишком интимно- личная. Количество задаваемых вопросов не должно превышать 5–7. Необходимо, чтобы, по возможности, через это упражнение прошли все члены группы. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у «интервьюируемого», на первых этапах занятия рекомендуется предложить ему отвечать с частичной откровенностью или «в маске» – не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным выступает здесь интервьюирование «в ролях», когда и спрашивающие и отвечающие говорят не от своего лица, а от имени какой-то персонифицированной категории или персонажа.

«Умение видеть других».

Вариант 1. Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его задача – подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих.

Вариант 2. Называется один из участников группы. Вся группа вместе должна восстановить его поведение, самочувствие и высказывания с определенного момента занятия или с самого его начала.

«Мимика и жесты».

В этом упражнении каждый из участвующих должен с помощью мимики и жестов:

а) продемонстрировать два противоположных состояния (горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть и т.п.);

б) передать другому неизвестное тому задание (вымыть посуду, убрать помещение и т.п.).

Для этого участники разбиваются на пары и тому из ее членов, который должен передать задание, вручается письменный текст, естественно, что содержание записки другому неизвестно. Во всех случаях сравнивается и обсуждается то, что предполагалось одним, и то, что было понято другим.

«Игра на пальцах».

Когда мы пытаемся понять другого, не следует забывать, что он, в свою очередь, пытается понять нас.

Умение увидеть себя глазами другого (способность к рефлексии) – важнейшая способность, обеспечивающая эффективность общения. Можно ли развить эту способность? Опыт показывает, что да. Чтобы проверить себя и заодно познакомиться с упражнением на развитие рефлексивности сознания, попробуйте поиграть в очень простую игру. Для этого вам понадобится лист бумаги с рас- черченным на 9 секторов полем и монета.

Игра проводится вдвоем.

Сядьте с партнером напротив друг друга. Монету положите на цен- тральную клетку. Сначала распределите роли. Их две – «угадывающий» и «убегающий». На счет «раз, два, три» необходимо одновременно «выбросить» один или два пальца. Задача угадывающего – показать столько пальцев, сколько у партнера. Задача «убегающего» – добиться несовпадения. Если партнеры выбросили одинаковое число, монета передвигается в сторону угадывающего, если разное – в сторону убегающего. Выигрывает тот, кто скорее добьется, чтобы монета достигла его края поля.

После этого партнеры меняются ролями, и игра возобновляется. Что дает это упражнение? Во-первых, вы сразу же заметите, какая роль дается вам легче, во-вторых, если поиграете с разными людьми, довольно легко определите степень развития вашей способности к рефлексии. Наконец, несмотря на простоту, эта игра – эффективное средство развития рефлексивности.

«Двойной диалог».

Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом: после того как первый выскажет ка- кое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога – 5–7 мин. Присутствующие на игре фиксируют количество искажений, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются в группе.

«Инсценировка».

Участники разбиваются на пары и получают задание подготовить инсценировку какого-либо небольшого произведения с двумя действующими лицами (в оригинале автора – басня «Ворона и Лисица»). Один из них «режиссер» – должен объяснить второму – «актеру» – трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обращая первоочередное внимание на логику и особенности воздействия «режиссера».

«Театр».

Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение (в оригинале – сказка «Репка») и выделяется группа, по численности равная количеству действующих лиц. Им предлагается представить в соответствующих образах то, что про- изошло после окончания этого произведения (в варианте «Репки» автор упражнения предлагал участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они «тащили удиви- тельную репку»). После окончания спектакля необходимо провести его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.

«Живая картина».

Группе участников предоставляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача – «оживить» картину, инсценировав изображенную в ней ситуацию.

«Оживший портрет».

Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого – «оживить» портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произвести сначала несколько реплик, а по мере тренировки – и монолог за изображенного на портрете.

«Чувство другого».

Из группы выделяются двое. Их задача, медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться – всего три раза подряд.

 «Телепатия».

Выделяются два партнера. Первый из них становится спиной ко второму на расстоянии 2–3 м. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого – всем своим существом по- чувствовать второго. Для того чтобы присутствующие знали, в ка- кой именно момент посылается приказ, второй партнер может в этот момент пошевелить пальцем.

«Пересказ».

Предварительно членам группы дается следующее задание: подготовить трехминутное выступление на произвольную тему. После того как эти выступления будут подготовлены, задействованные в упражнении члены группы разбиваются на пары. Один из членов пары произносит подготовленную речь, которую второй участник парного взаимодействия должен внимательно вы- слушать, с тем, чтобы после окончания выступления за 30 секунд пересказать все то основное, что в ней было. «Жюри» из оставшихся членов группы и сам выступающий оценивают полноту и точность пересказа, после чего меняются местами. В заключение проводится коллективное обсуждение упражнения.

Автор: Березина В.А.