Нормы развития ребенка до года

0

Нормы развития ребенка до года, способности мозга

На самом деле наши дети умнее, чем нам кажется. Разум младенцев сложен с самого рождения. Ранее считалось, что умственная деятельность маленького ребенка очень примитивна, но проведенные исследования доказали обратное.

Мозг помогает его обладателю успешно продвигаться по жизненному пути, и хотя у мозга младенцев еще нет никаких знаний, у него уже имеются некоторые способности, которые помогают упорядочивать поступающую информацию и реагировать на нее. Мозг уже знает какая информация ему необходима для развития, он адаптируется к тому или иному окружению. А уже близкие люди должны помочь, и обеспечить хорошую обстановку.

Так что же знают наши маленькие дети и когда они этому научились?

Самый первый навык, который он получает сразу же после рождения, это сосание груди матери, затем он самостоятельно учится поворачивать голову, следит за интересными предметами. С самого рождения он умеет отличать голос матери, и начинает реагировать на него.

Как и взрослые, младенцы могут уставать. Понаблюдав за чем-либо в течение некоторого времени, малыш отворачивается и смотрит на что-то другое. Исследователи оценивают, насколько ему нравиться конкретная сцена по времени, если увиденное нравиться малышу или содержит что-то новое, он смотрит на нее дольше.

Эта реакция так же позволяет нам выяснить, видит ли ребенок разницу между вещами.  Например, если вы показывая младенцу несколько фотографий кошек подсунете ему фотографию собаки, то ее появление должно заставить ребенка остановить на себе взгляд подольше. Значит он заметил разницу между двумя животными.

Эти простые инструменты позволили определить пять способностей, которыми обладают младенцы до своего годовалого возраста.

Первая способность,

это способность различать, как часто происходят конкретные события. Благодаря этой способности дети чаще запоминают слова, которые чаще всего произносятся, быстро запоминают свое имя.

Вторая способность,

это способность использовать совпадения для «выводов» о причинах и следствиях. Известно, что после развития языковых навыков дети в возрасте 2,5 года могут делать причинно-следственные высказывания, такие как «он пошел к холодильнику, потому что проголодался». Но младенцы начинают распознавать такие же причинно-следственные отношения задолго до этого возраста.

В ходе одного эксперимента над колыбелькой 3-месячного малыша подвешивали подвижную игрушку и прикрепляли ее ленточкой к одной ноге малыша. Когда он дрыгал ножкой, игрушка двигалась. Младенцы были увлечены этим новым развлечением. Они больше улыбались и чаще смотрели на подвижную игрушку, чем в тех случаях, когда такая же игрушка находилась за пределами их досягаемости. Уже через несколько минут тренировки они начинали чаще дрыгать ножкой. Три дня спустя они по-прежнему делали это, когда видели игрушку, даже если она больше не была привязана к ноге. Поскольку дрыганье ногой было конкретной реакцией, направленной на движение игрушки, дети явно усваивали элементарную связь причины и следствия. Использование совместно происходящих событий для определения их возможной причины является ключевой частью нашей способности узнавать устройство окружающего мира.

Третья способность,

это способность маленьких детей отличать предметы от действующих сил и относятся к ним совершенно по-разному. Младенцы, как и остальные люди, понимают, что предметы обладают связностью (части каждого предмета сцеплены друг с другом), плотностью (через предмет не может пройти что-то другое) и непрерывностью (все части предмета соединены с другими его частями) и движутся лишь в том случае, когда кто-то прикасается к ним.

В ходе одного эксперимента пятимесячным младенцам показывали игрушечный автомобиль, скатывающийся с горки, средняя часть которой была скрыта за ширмой. Когда на горке за ширмой помещали препятствие, похожее на коробочку, пятимесячные малыши как будто ожидали, что оно остановит автомобиль. Когда исследователи тайком убирали препятствие через люк внизу и автомобиль успешно съезжал вниз по горке, ребенок дольше смотрел на ширму, как бы удивляясь тому, что коробочка оказалась неплотной. При таком методе оценки дети уже в возрасте 3,5 месяца показывали, что они имеют представление о предметах, которые скрыты за другими предметами.

Четвертая способность,

это способность организовать информацию по категориям, а людей по группам. Если трехмесячному младенцу показывают ряд только мужских лиц, он тратит все меньше времени на каждое новое лицо предположительно потому, что устает смотреть на мужчин. Когда появляется женское лицо, он смотрит дольше. Так бывает даже в том случае, если волосы не видны. Значит, дети явно принимают во внимание черты лица, а не прически, чтобы отличать мужчин от женщин. Эти категории имеют прямое отношение к повседневной жизни ребенка.

Такие широкие категории, как «животные» и «мебель», появляются на очень раннем этапе, а другие возникают позднее. Границы многих категорий, от фонем до выражения лица, формируются в процессе опыта. Однако ведь никто и никогда не объяснял младенцам, что разделение вещей на категории – хорошая стратегия; это встроено в их мозг. Эта стратегия создает примитивную основу для построения категорий в зрелом возрасте, которое позволяет нам соотносить новые предметы или людей с уже имеющимся опытом.

Пятая способность,

это способность обращать внимание на значимую информацию, игнорируя большую часть происходящего вокруг них. Возможно, вы заметили, что дети гораздо менее избирательно проявляют свое внимание, чем взрослые, тем не менее у них есть четко выраженные автоматические предпочтения в этом плане. С самого раннего возраста малыши уделяют особое внимание человеческим голосам, лицам и движущимся предметам. Младенцы начинают отдавать предпочтение человеческим лицам уже через полчаса после рождения, а через два дня они отдают предпочтение и человеческим голосам. В трехмесячном возрасте они замечают предметы, которые явно отличаются от окружающих предметов, такие как красный круг среди черных кругов.

С раннего возраста самые близкие люди начинают направлять внимание ребенка. Младенец может следовать за взглядом взрослого человека уже в 4-месячном возрасте. А по достижении одного года он способен направлять свое внимание и указывать пальцем туда, куда указывает кто-то другой. Умение направлять и удерживать внимание значительно увеличивает способность мозга узнавать конкретные вещи в любом возрасте.

В конечном счете не так уж важно, рождаются ли младенцы с этими способностями или усваивают их вскоре после рождения. Так или иначе все нормальные дети приобретают описанные умения на очень раннем этапе своей жизни. Они с младенчества полагаются на них и продолжают делать это впоследствии. По мере взросления все они становятся значительно более сложными.