Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

0

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза разработаны для детей младшего школьного возраста. Больше упражнений в игровой форме можно посмотреть здесь. 

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),
  2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
  6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР – рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
  7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
  8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза
  9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).
  10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
  11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
  12. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
  13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р            У         Ч         К         А

рот         Уля      час      кот      Аня

роза       угол    чаша   каша   аист

рукав     улица  чехол  корка  астра

  1. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.
  2. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
  3. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П . . . . . . . . . . (простокваша).

  1. Вписать букву в кружок. Рак-раО, каОа и т.д.