Виды возрастных особенностей подростков

0

Младшие подростки (10–11 лет) – уровень «Взросление»

Дети этого возраста стремятся утвердить свое право на самостоятельность, быть как взрослые; получить признание своих возможностей; желают участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Это период начала формирования гражданской идентичности. На этом уровне предполагается, что дети осваивают групповые (социальные) нормы и ценности поведения, активно овладевают культурным наследием, принимают на себя ответственность за культуру группового гражданского действия. Формируется идентичность «Мы», определяющая статус гражданина.

Подростки 12–13 лет – уровень «Признание»

Дети уже не удовлетворены своим простым участием в предлагаемых делах, у них появляется потребность в общественном признании, происходит осознание своих прав в семье, школе и обществе, благодаря опыту, приобретенному ребенком в общественной жизни школы, микрорайона, участия в детском общественном объединении. Это этап сохранения и укрепления национальной, культурной идентичности личности, в том числе признание самобытности этнической группы, к которой принадлежит ребенок.

Главная задача этого уровня – обеспечить межнациональное взаимодействие подростков в рамках сотрудничества и совместной деятельности.

Подростки 14–15 лет – уровень «Приобщение»

Подростки готовы к деятельности во взрослом мире. Рождается стремление проявить себя, происходит осознание своей социальной роли, обостряется потребность в самоопределении, самореализации, аффилиации (стремление человека быть в обществе других людей).

Таким образом, показателями формирования гражданской идентичности подростков по уровням: взросление, признание, приобщение – выступают:

–          знания и общегуманитарный опыт сотрудничества и взаимодействия;

–          социально позитивное поведение, отказ от проявлений жестокости, негативизма;

–          сопричастность, проявление эмпатии, доверия, сочувствия, сопереживания, открытость, самопознание, саморазвитие, рефлексия, готовность к взаимодействию и сотрудничеству.